044 530 19 94
093 757 23 56

www.semenov-garden.com.ua

Размышления на пленере Или краткие очерки по философии ландшафтной архитектуры

Размышления на пленере Или краткие очерки по философии ландшафтной архитектуры
В повседневной жизни вы сначала думаете о том, что надо делать и зачем это надо делать, а уж потом о том, как это делается.
А на участке у дома, в своем саду начинаете сразу и без оглядки творить, как вам кажется, красоту и функциональность. А думать надобно, и без философии никак не обойтись. Так уж разрешите опытному ландшафтнику поделится с вами некоторыми размышлениями по основным философским направлениям профессии.
Идеология
Идея сада
Задача ландшафтной архитектуры заключается отнюдь не в создании на участке выставки достижений индивидуального хозяйства владельца и не в демонстрации своего, пусть даже совершенного воображения. Задача ландшафтной архитектуры – гармонизация пространства приусадебного участка или сада, создание в саду обстановки и настроения необходимых для обретения душевного равновесия, внутреннего комфорта.
 
                                Поэту даст слова, полет и вдохновенье,
                                Мудрец в его тени найдет отдохновенье,
                                Счастливый вспомнит дни восторгов и любви,
                                Несчастный - выплачет страдания свои.
 
Структуру идеологии сада, на мой взгляд, вполне можно сравнить со структурой пространства нашего обитания – небо, поверхность земли и все, что между ними. Даже символичность подобного сравнения весьма иллюстративна.
Место неба у нас занимает сверхидея – примат природы, ее естественная и вечная красота. Поверхность земли – субидея, площадь опоры на которой стоит конкретный человек, его самооценка, самопозиционирование, его взгляд на свое место в жизни и на положение в обществе.
А все что между ними – это то, что связывает нас с окружающим – наши эмоции, воспоминания, наши ценности и идеалы. Вот тут, между небом и землей и обитают идеи сада. Необыкновенно трудно, в этом необъятном океане чувств и воспоминаний найти нужную вам идею. Найти ее как форму или как сюжет невозможно, ее можно только почувствовать, ибо идея сада «это скорее настроение, чем действие, скорее атмосфера, чем явление». Она где-то там, между воспоминаниями о том, что сделало вашу душу такой, как она есть и представлениями о том, что может сделать ее лучше. Не пытайтесь искать ее среди идейного хлама, который тянут сюда ворохами из-за семи морей не в меру ретивые старатели. Вспомните лучше, как хорошо вам было под кустом сирени на бабушкиной завалинке, как красиво светились глаза девчонки-однокласницы вечером у пионерского костра, как вкусно пахнет и растекается по подбородку свежий, прямо с грядки немытый даже помидор. Или ваши мечты о сказочном улове в сказочном же тумане, на зорьке с удочкой. Или первый в вашей жизни лесной красавец гриб-боровик. Вспомните все это, сидя на пеньке или камешке в вашем будущем саду, и оно придет, нужное вам настроение. Оно всегда прячется между щемящей тоской о безвозвратно ушедшем и трепетом перед неизвестным и желанным будущим. Настроение родит идею, а она быстро обрастет образами и выстроится в интересный сюжет, то есть в красивую гармоничную схему эволюции настроений и состояний. Не будет найдено нужное настроение, не возникнет идея - и не получится ничего. В лучшем случае ваш сад будет напоминать лоскутное одеяло, пестрящее всяческими красивостями, но не красотой. Лоскутное одеяло, даже очень живописное, всегда было признаком скудности изобразительных средств, а не избытка воображения.
 Владелец будущего сада должен выполнить три задачи:
- найти себя в себе самом;
- найти настроение, которое возвращает ему душевное равновесие;
- найти человека, который его поймет и сможет материализовать идею.
Нередко встречаются серьезные перекосы в идеологической структуре, а вернее в ее понимании. Иногда в качестве сверхидеи возникает уверенность в примате человека над природой. В результате появляются скорее причуды, рожденные неестественными настроениями, чем произведения настоящего, чувственного искусства. А бывает и другое – субидея становится всем – и настроением и фабулой и стилем. И поселяются в саду
сплошь памятники самому себе.
                               
                                Любого вида сад хорош уж потому,
                                Что соответствует владельцу самому.
 
Сюжет
Сюжет есть один из этапов движения идеи по пути к ее реализации.
На этом этапе идея обзаводится собственной топографией, мифологией, соответственно, наполняется образами, семантикой, вступает в близкое родство с необходимыми для участка функциями. Именно при построении сюжета наиболее отчетливо проявляется влияние мета-програм, или мыслительных привычек, свойственных людям, создающим сад, их ценностные ориентиры.
Исключительно интересно может сложиться сюжет сада, если на отдельных его участках, связанных с различной топографией или функциями, в рамках одной идеологии скажется влияние различных, или даже противоположных метапрограмм. Для этого полезно бывает привлечь к разработке сюжета кроме архитектора- ландшафтника и владельца еще и его домочадцев или близких ему людей. Главное - правильно распределить точки приложения усилий и не «давить» друг друга. Нужен, конечно, шеф-координатор, эту роль правильнее всего поручить архитектору. В результате, не утратив единства идеи, сад приобретет более отчетливую структурность, и, скорее всего, избавится от скучной монотонности впечатлений.
Эстетика
Стили
Все без исключения художественные стили являются продуктом мировоззрения господствующего в эпоху их возникновения. И если архитектурные стили в немалой степени были связаны с уровнем технического развития, то в архитектуре ландшафтной такая связь места не имела. Иное дело, что стили ландшафтные всегда максимально согласовывались со стилями архитектурными. Однако в этом вопросе всегда можно найти компромиссное решение. Большинство читателей сразу вспомнит модное слово эклектика. Но уверяю вас – в ландшафтной архитектуре для настоящей эклектики места не нашлось. Эклектика есть смешение в рамках одного произведения художественных средств и приемов, характерных для разных стилей. В садах такое встречается редко. Зато довольно часто встречаются отчетливые зоны, оформленные в различных стилях. А это не одно и тоже.
Стили, по определению, являясь продуктом в большей степени идеологическим, без труда корреспондируются с соответствующей идеей, и связь их настолько очевидна, что делает любые споры о выборе стиля бессмысленными. Если хотите, идея сама определяет и сюжет и стиль. Еще раз хочу обратить ваше внимание на роль идеи – она есть стержень, на котором держится все. Она помогает в поиске всех решений. Знаете, только занимаясь ландшафтной архитектурой, я по настоящему оценил правоту заявления Великого Комбинатора о том, что нет ничего хуже, чем отсутствие идеи.
Законы
Не менее отсутствия идеи вам может помешать и отсутствие некоторых знаний. На самом деле законов, которые необходимо знать профессионалу и совсем нелишне знать любителю не так уж много. В плане изобразительном наибольшее значение для нас имеют законы оптические – законы линейной и воздушной перспективы, законы отражения света, соотношения размеров предмета и его тени, пропорции золотого сечения. Поверьте – в практической работе все это очень помогает. Совершенная эстетика – результат точного расчета соединенного с развитой интуицией. Отсутствие теоретической подготовки читается на участке как в букваре.
Вон там далекий забор выкрасили в желтый цвет, и он «приполз» на середину двора, а вон та композиция очень недурна, но плохо обозревается, да и после обеда полностью затемняется тенью от строений.
Ландшафтная архитектура, как и архитектура, вообще – есть наука об организации пространства, и законы композиции, перспективы и другие физические и математические законы действуют в ней объективно, независимо от наших желаний.
Композиция
Художественная задача изобразительного искусства – выражение идеи, впечатления или настроения путем создания художественного образа. Создание композиций в ландшафтной архитектуре есть создание образов. Это самая творческая, интересная и самая сложная часть работы. Кроме знания правил построения композиции, для успешной работы необходима еще серьезная помощь интуиции. Художественная интуиция или композиционное чутье отнюдь не есть однажды и навсегда подаренное богом законченное качество. Ее можно и нужно создавать и постоянно развивать. И единственный эффективный способ это делать – постоянное наблюдение природы. Почаще бывайте в поле, в лесу. И смотрите, смотрите, смотрите.
«Как улучшать поля - узнаешь у полей!»
Природа – самый совершенный художник. И не в силу своей божественной гениальности – просто она обладает тем, чем не обладает ни один человек – неограниченным ресурсом времени и материала.
Наблюдать, и наследовать, а не копировать. Наследовать – значит видеть – остро чувствовать увиденное – запоминать не столько сами пейзажи или композиции, сколько чувства и образы ими вызываемые. Неотьемлимое качество хорошего ландшафтника как и хорошего художника, вообще – обостренная, чувственная восприимчивость ко всему увиденному, умение испытывать искренний восторг от красиво сидящего пучка травы на берегу реки. Кажется, Бернард Шоу очень верно сказал, что не страшно разучиться удивлять, гораздо страшнее разучиться удивляться.
Композиции могут нравиться или не нравиться тем или иным наблюдателям - восприятие художественных образов, дело весьма индивидуальное. К тому же первое впечатление чаще всего бывает недостаточно глубоким. Со временем в вашем восприятии красота вполне может превратиться в нарочитую красивость, а простота и незатейливость в тонкую лиричность. Лично я оцениваю мастерство ландшафтника по двум качествам композиции – наличием и точностью нюансов и чистоте.
Относительно нюансов комментировать не стану – сложно. Человек со вкусом всегда их заметит и оценит. Чистота же композиции оценивается легко – если в композиции имеются элементы, которые ничего не прибавляют в выразительности, значит композиция не блещет чистотой.
Материалы, используемые нами для создания образов или композиций кроме своих изобразительных качеств – формы, цвета, фактуры имеют свою, чувственно нами воспринимаемую сущность. Вода – элемент активно динамичный. Растения – объекты средней внутренней и внешней  динамики. Камень - абсолютно статичный элемент. Вы можете композиционно подарить ему движение, но обилие камня рано или поздно сделает пейзаж тяжелым, жестким и неподвижным. И здесь идея продолжает быть вашим гидом – правильно найденное настроение поможет точно выбрать материал и удачно им распорядиться.  
Адекватность
Одним из важнейших мерил художественной зрелости вашего сада и его идеи, я считаю адекватность его образов или ландшафтообразующих элементов. Она определяется двумя основными показателями – уместностью и соразмерностью.
В поисках дополнительных, часто ненужных функций сады заполняются «джентельменски набором» совершенно неуместных в данных обстоятельствах образов – водопадов, альпинариев, беседок, барбекю, мостиков, мельничных колес, скульптур и тому подобным. Все хорошо к месту. Органичность куда важнее веселой живописности, насыщенности. Микельанджелло говорил, что пустота  – это такое же выразительное изобразительное средство, как и густота. И снова на помощь приходит идея. Она не допустит в наш сад ничего лишнего, ничего преувеличенного, для всего найдет правильное место и размер. Идея помогает нам понять не только то, какие создавать образы сада, но и то зачем их создавать.
Этика
Создание сада – всегда результат взаимодействия двух основных движущих сил – владельца сада и ландшафтного архитектора.
Эмоционально наполненный, красивый сад никогда не получится без плотного доверительного общения владельца и автора. Зато если появится общее настроение, родится общая идея. И тогда  вы будете говорить на одном языке и даже без слов понимать друг друга. Это вовсе не значит, что вы станете одинаково думать, и спорам не будет места. Спорить и убеждать друг друга вы обязательно будете. Не все желания или прихоти владельца сада согласуются с взглядами архитектора.
И то, правда – нет человека без бзика. Просто есть вещи, которыми человек очень дорожит часто сам не понимая почему. Нельзя лишать его любимой игрушки. Идея сама подскажет вам, куда ее поместить, так что бы волки были сыты и овцы целы.
Чаще всего Заказчик достаточно просто находит нужное настроение, но очень редко может увидеть, а тем более создать образы. Это – задача  архитектора. Главное – добиться доверия. И тогда ваши взамиотношения станут комфортными для вас обоих. Но доверие обязывает. Архитектор непременно оправдает  его, если будет помнить о том, что для него сад - место творчества, а для владельца – сфера обитания. Однако вкусы и эстетические взгляды, владельца, если они страдают изьянами, можно и нужно корректировать. Клиент всегда прав только в ресторане.
Встречаются, правда, владельцы, которые видят себя в процессе создания сада только в роли диктатора. Таким не стоит тратиться на ландшафтного архитектора, ведь они сами все хорошо знают и умеют.
Вот, пожалуй, и все. Разумеется, Ваш покорный слуга не поведал вам никаких открытий. Но, наверное, смысл этих очерков в том, что, довольно много зная, мы в пылу бурной деятельности, довольно редко задумываемся над вещами важными и нужными, и за деревьями теряем лес.

 

Новые поступления

Художественные работы Цена договорная
Проектные работы Цена договорная
Создание зимних садов Цена договорная
Посадка растений Цена договорная
Литопластика Цена договорная
Лестницы и дорожки Цена договорная
Сооружение водоемов Цена договорная
 

Товары ТОП компаний

топ
Барбарис тунберга Berberis thunberga 'Red Rocket' С5 70 грн.
топ
Ампелопсис 40 грн.
топ
Астильба Арендса Astilbe in sortsС2 25 грн.
топ
Ясень обыкновенный “Пендула» 10/12 Fraxinus excelsior ”Pendula” Цена договорная